Политические риски европейской интеграции

image
Анастасия Бордовских, Рафаэль Буссье

Декларация Р. Шумана 1950 г. зафиксировала основные цели европейского строительства, среди которых было устранение военных и политических рисков на европейской территории. В 2012 г. нобелевский комитет присудит премию мира Европейскому союзу, признав результативность данного проекта. Большинство европейских стран сегодня занимают лучшие позиции в рейтингах политического риска. С другой стороны, малоэффективный процесс принятия решения, особенно по экстренным вопросам, порождает сегодня в Европе ряд процессов, ставящих под вопрос подобный оптимизм аналитиков. Проведенный анализ факторов политического риска указывает на негативные тенденции в целом ряде стран как новой, так и старой Европы. Еще бóльшие опасение вызывают конкретные манифестации реализованного политического риска: учащающиеся конфликты правительственных структур с иностранными инвесторами, усиление вмешательства государства в экономику, односторонние расторжения контрактов, элементы политического насилия, рост ксенофобии.

«За шесть десятилетий защиты прав человека в Европе и долгосрочную роль в объединении континента» в 2012 г. Нобелевская премия мира была присуждена Европейскому союзу. Основной целью европейской интеграции в 50-е гг. было, конечно, устранение риска новой европейской войны, однако постепенно эта цель была расширена задачами снижения всего спектра политических рисков. Европейское экономическое сообщество, созданное в 1957 г. и являющееся одним из предшественников Европейского союза, было ориентировано на формирование условий для экономического процветания своих стран-членов и развитие таких взаимоотношений между ними, которые способствовали бы снижению не только трансграничных политических рисков (война, политическая и экономическая асимметрия, геополитическая напряжённость и т.д.), но и национальных (мятежи, перевороты, социальное противостояние и т.д.). В ещё большей степени задача нивелирования политических рисков звучит в декларации Шумана от 9 мая 1950 г. Заявленные им предохранение мира в послевоенной Европе, преодоление разногласий для искоренения внутри-европейского риска, совместное противодействие внешней угрозе в лице социалистического блока, солидарность и взаимопомощь при восполнении материальных и гуманитарных потерь шестилетней войны, - все вместе стало фундаментом европейского строительства

Получение Европейским союзом нобелевской премии мира знаменует собой признание успешного завершения данного процесса. Действительно, государства ЕС обладают самыми лучшими позициями в рейтингах по уровню политических рисков, тем не менее, нельзя не обратить внимание на тот факт, что данное признание совпало по времени с ухудшением ряда индикаторов политического риска в этих странах вследствие финансового кризиса 2008-2012 гг. О повышении уровня политического риска свидетельствует общее нарастание напряженности в отношениях между европейскими государствами, сильная дестабилизация в таких странах, как Греция, Испания и Португалия, усиление асимметрии Юг-Север, осложнения немецко-французских отношений после президентских выборов во Франции 2012 г., нарастание популизма в целом ряде политических программ. Джозеф Стиглиц, обладатель Нобелевской премии по экономики и один из главных специалистов по политическому риску, не боится заявления о том, что евро «нехорошо для мира» . И далее поясняет свою мысль: «речь идет о расколе между странами, а также о расколах внутри каждой страны в отдельности, и о чем свидетельствует рост популярности экстремистских и националистских течений». Стиглиц также предупреждает: если европейская интеграция продолжится, то она уже не будет тем естественным процессом, который был задуман основоположниками проекта, и будет носить вынужденный характер. Может ли европейская интеграция стать основным фактором усиления нового политического риска именно в тот момент, когда мировое признание получает ее эффективность в преодолении политических рисков середины прошлого века – парадокс, разрешение которого несет в себе огромное значение.

Скачать публикацию целиком

Другие публикации раздела

  • image

    России необходимо победить фантомный федерализм

    Анастасия Бордовских

    Развитие российского федерализма протекало в сложных условиях, сначала, переходного периода, когда требовалось найти быстрый компромисс с республиками в составе РФ, затем – в условиях постепенной дезинтеграции, реакцией на которую стал взятый в 2000 г. курс на централизацию. В результате, декларированный в России принцип федерализма в действительности сегодня мало реализуется на практике. Несоответствие заявленного государственного устройства его реальной организации способствует развитию непрозрачности политического процесса в России, которая является главным фактором риска для иностранных инвесторов. Сложная экономическая ситуация, в которой оказалась сегодня страна, требует комплексного решения проблемы открытости и прозрачности управления государством, и вопрос о дальнейшем развитии федерализма здесь занимает центральное место.

  • image

    Россия улучшит инвестиционный климат в стране

    Анастасия Бордовских

    По поручению Президента правительством в настоящее время разрабатываются стратегии, которые способствовали бы большему привлечению иностранных капиталовложений в национальную экономику. По макроэкономическим показателями Россия является одной из наиболее привлекательных рынков, однако ряд преград, прежде всего, политического характера не позволяют ей выдержать конкуренции с другими странами БРИК. Для улучшения инвестиционного климата правительству необходимо принять меры по снижению политического риска, реформировать инфраструктурную базу, улучшить систему предоставления общественных служб и, главное, создать условия для продуктивного диалога государства и международного бизнеса.

  • image

    Политические риски европейской интеграции

    Анастасия Бордовских, Рафаэль Буссье

    Декларация Р. Шумана 1950 г. зафиксировала основные цели европейского строительства, среди которых было устранение военных и политических рисков на европейской территории. В 2012 г. нобелевский комитет присудит премию мира Европейскому союзу, признав результативность данного проекта. Большинство европейских стран сегодня занимают лучшие позиции в рейтингах политического риска. С другой стороны, малоэффективный процесс принятия решения, особенно по экстренным вопросам, порождает сегодня в Европе ряд процессов, ставящих под вопрос подобный оптимизм аналитиков. Проведенный анализ факторов политического риска указывает на негативные тенденции в целом ряде стран как новой, так и старой Европы. Еще бóльшие опасение вызывают конкретные манифестации реализованного политического риска: учащающиеся конфликты правительственных структур с иностранными инвесторами, усиление вмешательства государства в экономику, односторонние расторжения контрактов, элементы политического насилия, рост ксенофобии.