России необходимо победить фантомный федерализм

image
Анастасия Бордовских

Развитие российского федерализма протекало в сложных условиях, сначала, переходного периода, когда требовалось найти быстрый компромисс с республиками в составе РФ, затем – в условиях постепенной дезинтеграции, реакцией на которую стал взятый в 2000 г. курс на централизацию. В результате, декларированный в России принцип федерализма в действительности сегодня мало реализуется на практике. Несоответствие заявленного государственного устройства его реальной организации способствует развитию непрозрачности политического процесса в России, которая является главным фактором риска для иностранных инвесторов. Сложная экономическая ситуация, в которой оказалась сегодня страна, требует комплексного решения проблемы открытости и прозрачности управления государством, и вопрос о дальнейшем развитии федерализма здесь занимает центральное место.

Политический риск является основным фактором сдерживания входящих иностранных инвестиций во всем мире. Согласно проведенным в 2015 г. опросам, 42% опрошенных транснациональных корпораций – на 6% больше, чем в прошлом году – считают политический риск главной угрозой на иностранных рынках.  Инвесторы говорят о возрастании риска во всех развивающихся странах, однако в России данная проблема в последний год стоит особенно остро. Причиной тому не только неблагоприятная геополитическая обстановка в связи с украинским кризисом, но и усиление риска за счет ряда внутриполитических факторов, прежде всего, связанных с непрозрачностью всей политической системы.

При этом очевидно, что значение иностранных инвестиций в период кризиса только усиливается. В ситуации бюджетного дефицита, когда государство не может себе позволить в достаточном объеме финансировать инвестиции, а также в условиях нехватки источников кредитования, существенно ограничивающей национальных коммерческих инвесторов, внешний капитал становится центральным звеном в поддержании экономики страны. Таким образом, возврат доверия иностранных инвесторов к российскому рынку должен быть приоритетом государственной политики и в самое ближайшее время. Надо отметить, что данная задача вполне осознана правительством и лично президентом РФ. Майские указы, в частности, фиксируют необходимость формирования благоприятного имиджа России в глазах международного бизнеса за счет улучшения позиций в соответствующем рейтинге Всемирного банка. Действительно, за 5 лет России удалось сделать рекордный скачок в вышеупомянутом рейтинге, поднявшись с 118 позиции в 2011 г. на 62 в 2015 г. Однако инвестиционная динамика, несмотря на общий положительный тренд (в среднем за 5 лет), значительно отстает от темпов улучшения позиций в рейтинге по ведению бизнеса, и это без учета прогнозируемого драматического сокращения потоков входящих инвестиций в 2014 г.

Скачать публикацию целиком

Другие публикации раздела

  • image

    России необходимо победить фантомный федерализм

    Анастасия Бордовских

    Развитие российского федерализма протекало в сложных условиях, сначала, переходного периода, когда требовалось найти быстрый компромисс с республиками в составе РФ, затем – в условиях постепенной дезинтеграции, реакцией на которую стал взятый в 2000 г. курс на централизацию. В результате, декларированный в России принцип федерализма в действительности сегодня мало реализуется на практике. Несоответствие заявленного государственного устройства его реальной организации способствует развитию непрозрачности политического процесса в России, которая является главным фактором риска для иностранных инвесторов. Сложная экономическая ситуация, в которой оказалась сегодня страна, требует комплексного решения проблемы открытости и прозрачности управления государством, и вопрос о дальнейшем развитии федерализма здесь занимает центральное место.

  • image

    Россия улучшит инвестиционный климат в стране

    Анастасия Бордовских

    По поручению Президента правительством в настоящее время разрабатываются стратегии, которые способствовали бы большему привлечению иностранных капиталовложений в национальную экономику. По макроэкономическим показателями Россия является одной из наиболее привлекательных рынков, однако ряд преград, прежде всего, политического характера не позволяют ей выдержать конкуренции с другими странами БРИК. Для улучшения инвестиционного климата правительству необходимо принять меры по снижению политического риска, реформировать инфраструктурную базу, улучшить систему предоставления общественных служб и, главное, создать условия для продуктивного диалога государства и международного бизнеса.

  • image

    Политические риски европейской интеграции

    Анастасия Бордовских, Рафаэль Буссье

    Декларация Р. Шумана 1950 г. зафиксировала основные цели европейского строительства, среди которых было устранение военных и политических рисков на европейской территории. В 2012 г. нобелевский комитет присудит премию мира Европейскому союзу, признав результативность данного проекта. Большинство европейских стран сегодня занимают лучшие позиции в рейтингах политического риска. С другой стороны, малоэффективный процесс принятия решения, особенно по экстренным вопросам, порождает сегодня в Европе ряд процессов, ставящих под вопрос подобный оптимизм аналитиков. Проведенный анализ факторов политического риска указывает на негативные тенденции в целом ряде стран как новой, так и старой Европы. Еще бóльшие опасение вызывают конкретные манифестации реализованного политического риска: учащающиеся конфликты правительственных структур с иностранными инвесторами, усиление вмешательства государства в экономику, односторонние расторжения контрактов, элементы политического насилия, рост ксенофобии.