Россия улучшит инвестиционный климат в стране

image
Анастасия Бордовских

По поручению Президента правительством в настоящее время разрабатываются стратегии, которые способствовали бы большему привлечению иностранных капиталовложений в национальную экономику. По макроэкономическим показателями Россия является одной из наиболее привлекательных рынков, однако ряд преград, прежде всего, политического характера не позволяют ей выдержать конкуренции с другими странами БРИК. Для улучшения инвестиционного климата правительству необходимо принять меры по снижению политического риска, реформировать инфраструктурную базу, улучшить систему предоставления общественных служб и, главное, создать условия для продуктивного диалога государства и международного бизнеса.

7 мая 2012 г. В.В. Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», который определяет правительственный курс на улучшение инвестиционного климата в нашей стране. Как будто для подтверждения твердости своих намерений раз и навсегда изменить слабые позиции России в рейтингах инвестиционной привлекательности, президент подписывает документ непосредственно после окончания инаугурации, символически демонстрируя, таким образом, что теперь это одно из основных направлений российской политики, как минимум, на ближайшие шесть лет.

В августе 2012 г. происходит еще одно важное событие: после восемнадцати лет переговоров Россия, наконец, присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО), став ее 156-м полноправным членом. Если полагаться на опыт Китая, в который в буквальном смысле «потекли» инвестиции после вступления в ВТО, то же самое должно произойти и с Россией. Большинство зарубежных аналитиков сходятся во мнении, что финансовая либерализация на фоне дешевизны российского рынка (низкая стоимость российских ценных бумаг в сравнении с их прибыльностью) станут толчком для иностранных инвесторов.

Стоит, однако, отметить, что требовательность инвесторов к высокой доходности российских активов (в среднем, 18% из расчета, что инвестиция окупается за 5,5 лет) во многом объясняется восприятием России как страны с высоким уровнем риска. Таким образом, инвестор резервирует часть планируемого дохода на покрытие вероятных убытков. Согласно опросу транснациональных корпораций (ТНК), проведенному Economist Intelligence Unit, Россия является второй самой рисковой страной в политическом отношении. Хуже ситуация только лишь в Ираке, даже Иран и Афганистан получили более высокие оценки, нежели наша страна. Китай, Венесуэла, Пакистан, Зимбабве, Сереная Корея и Нигерия завершают список 10 самых опасных стран с позиции политического риска.

Скачать публикацию целиком

Другие публикации раздела

  • image

    России необходимо победить фантомный федерализм

    Анастасия Бордовских

    Развитие российского федерализма протекало в сложных условиях, сначала, переходного периода, когда требовалось найти быстрый компромисс с республиками в составе РФ, затем – в условиях постепенной дезинтеграции, реакцией на которую стал взятый в 2000 г. курс на централизацию. В результате, декларированный в России принцип федерализма в действительности сегодня мало реализуется на практике. Несоответствие заявленного государственного устройства его реальной организации способствует развитию непрозрачности политического процесса в России, которая является главным фактором риска для иностранных инвесторов. Сложная экономическая ситуация, в которой оказалась сегодня страна, требует комплексного решения проблемы открытости и прозрачности управления государством, и вопрос о дальнейшем развитии федерализма здесь занимает центральное место.

  • image

    Россия улучшит инвестиционный климат в стране

    Анастасия Бордовских

    По поручению Президента правительством в настоящее время разрабатываются стратегии, которые способствовали бы большему привлечению иностранных капиталовложений в национальную экономику. По макроэкономическим показателями Россия является одной из наиболее привлекательных рынков, однако ряд преград, прежде всего, политического характера не позволяют ей выдержать конкуренции с другими странами БРИК. Для улучшения инвестиционного климата правительству необходимо принять меры по снижению политического риска, реформировать инфраструктурную базу, улучшить систему предоставления общественных служб и, главное, создать условия для продуктивного диалога государства и международного бизнеса.

  • image

    Политические риски европейской интеграции

    Анастасия Бордовских, Рафаэль Буссье

    Декларация Р. Шумана 1950 г. зафиксировала основные цели европейского строительства, среди которых было устранение военных и политических рисков на европейской территории. В 2012 г. нобелевский комитет присудит премию мира Европейскому союзу, признав результативность данного проекта. Большинство европейских стран сегодня занимают лучшие позиции в рейтингах политического риска. С другой стороны, малоэффективный процесс принятия решения, особенно по экстренным вопросам, порождает сегодня в Европе ряд процессов, ставящих под вопрос подобный оптимизм аналитиков. Проведенный анализ факторов политического риска указывает на негативные тенденции в целом ряде стран как новой, так и старой Европы. Еще бóльшие опасение вызывают конкретные манифестации реализованного политического риска: учащающиеся конфликты правительственных структур с иностранными инвесторами, усиление вмешательства государства в экономику, односторонние расторжения контрактов, элементы политического насилия, рост ксенофобии.